13.11.2020
Водевиль
Десятки лет, этот водевиль не сходит со сцены Кумыкского театра, он
переведен на другие языки и продолжает свой путь по стране. Действие
водевиля происходит в одном из городов Дагестана. В своей работе автор
поднимает серьёзные проблемы такие, как призыв к моральной чистоте,
правде, добре. В центре пьесы семья профессора Биймурада, который весь
отдался своей науке, забыл о своих мужских и семейных обязанностях.
Чтобы вернуть его внимание к своей жене, дому, детям герои пьесы идут на
разные хитрости, стараются пробудить в нем давно затухшие любовные
чувства. Это удается героям пьесы, которые попадают в комические
ситуации. В этом спектакле, где много музыки, песен заняты ведущие актеры
театра, автор передал мир героев жизненно и достоверно. Приглашаем всех
на водевиль «Удивительное представление», а тем, кто не знает кумыкского
языка организован синхронный перевод на русский язык.
Режиссёр спектакля, заслуженный артист России Байсолтан Осаев,
композитор – заслуженный деятель искусств РД Аскерхан Аскерханов,
художник – Магомед Молакаев.
09.11.2020
НА ВЕРШИНЕ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА /штрихи к юбилею театра/
НА ВЕРШИНЕ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА
/штрихи к юбилею театра/
В моей творческой и трудовой биографии театр занимает немало места.
Театр народ считает колыбелью культуры. Сопричастность искусству сродни прикосновению к волшебству. Недаром люди говорят, что театр – субстанция таинственная.
Я рад, что смог прикоснуться к этому волшебству, к этой таинственной субстанции. Для репертуара родного мне Кумыкского театра мною были написаны пьесы, специальные песенные тексты к огромному количеству спектаклей последних лет. Переведены более пятнадцати пьес как из зарубежной, русской и дагестанской классики.
Главным богатством театра с древних времен по сей день остаются талантливые люди, творящие красоту. Это, как правило, маститые драматурги, режиссеры, актеры, композиторы, художники и поэты, мастера света и декораций и многие другие, без которых театр не мыслим.
В шутку или всерьёз были сказаны такие слова, что мол, театр начинается с вешалки. Это, конечно же, намёк на устроенность театра, на его каждодневный вид, на его работников. А что же в основе театра, где рождаются секреты будущего успеха сцены? В основе театра – настоящая, подлинно художественная драматургия, отражающая жизнь народа, его исторический путь, его достижения, его ценности, язык и культуру. Эта драматургия собирается и хранится в литературном отделе театра, а если так, то театр начинается с литературной части. Этому свидетельствует судьба наших основоположников драматургии, среди которых особо выделяется видный поэт, драматург и переводчик Алимпаша Салаватов имя которого носит наш родной Кумыкский театр.
Кумыкский театр сегодня с достоинством несет свои славные традиции, занимая ведущее место среди других театров республики. С 2017 года директором театра стал известный театральный деятель, зас.деятель искусств России, главный режиссер Русского драматического театра им.М.Горького Скандарбек Даниялович Тулпаров. С его приходом начинается новая эра в развитии нашего театра. В сложные годы новых рыночных отношений в нашей стране, работу театра пришлось перестроить заново, учитывая сложившиеся жизненные реалии.
Руководство театра задалось целью сделать театр Академическим и вывести его на международную арену. По этой причине театр расширил географию своих гастролей как по ближнему, так и дальнему зарубежью.
Коллектив, никогда не успокаивающийся на достигнутом, постоянно ищущий, обогащающий свой репертуар новыми значительными произведениями разнообразного жанра, прилагает все свои усилия к тому, чтобы шире и полнее удовлетворить запросы своих зрителей.
Театр стремится ознакомить зрителей с жизнью разных народов мира и нашей страны.
В настоящее время успешно идут спектакли: «Человек из Ламанчи», Д.Вассермана и Митч Ли, «Асият» Р.Гамзатова, «Нет ни мертвых, ни живых» К.Абукова, «День чудесных обманов» Р.Шаридана, «Верните бабушку» Б.Утижева, «Богатая женщина» А.Амирли, «Свои люди сочтёмся» А.Островского, «Дикарь» А.Касона, «Ташбике» А.Атаева, «Расплата» А.Мусаева, «Бешеные деньги» А.Островского, «Гапур Дадай, женись давай» Г.Зейнашевой, «Маска» Г.Конакбиева, «Баба-яга против» А.Чупина, «Лгунья» М.Эннинкена, «Золотой цыпленок» В.Орлова, «Мост через болото» Б.Аджиева, «Намус» А.Атаева» «Свадьба Чуная» Ж.Токумаева, «Провинциальные анекдоты» Вампилова, «Ханума» Б.Рацера и В.Константинова», «Маугли и Лия» Н.Кузьминых
Большое место в репертуаре театра занимает будни и дела нашей республики, её прошлое и настоящее. Так были осуществлены спектакли: «Шамхал Адильгерей Тарковский» В.Атаева, новая постановка спектакля «Свадьба на войне» А.-В.Сулейманова, «Эркеч Али» А.Хамидова, сказка «Кюлбай» А.Аджиева, «Если сердце захочет» Г.Рустамова новые редакции пьес А.-П.Салаватова и многие другие.
Готовятся к постановке спектакли, в которых выведены образы выдающихся политических и государственных деятелей Дагестана таких, как Джелал-Этдин Коркмасов, Султанмут и другие, в портфеле театра пьесы Чингиза Айтматова, азербайджанских, татарских и турецких драматургов, также пьесы местных авторов А.Атаева, Б.Аджиева, А.Гамидова, К.Абукова, Г.Конакбиева.
Сколько лет существует театр, столько лет и существует проблема новых, молодых актеров, продолжателей дел мастеров сцены старшего поколения. Иной раз зритель сам ищет новое лицо, хочет увидеть будущее театра перед собой. Ведь есть мастера сцены, у которых можно перенять практику, хочется, чтобы побольше молодых у них поучились. Об этом все эти годы беспокоилось и руководство театра. За последние годы труппа театра пополнилась в основном выпускниками актерского отделения факультета культуры ДГУ. Выпускники этого факультета с удовольствием влились в творческий коллектив прославленного театра, вот их имена: Касимов Магомед, Ихивов Пахурдин, Салимова Сабият, Джалилова Гульжанат, Алиев Заур, Умаев Темирлан, Алиева Джамиля, Магомедов Эльдар. Начиная с массовок и небольших ролей, каждый из них уже создал запоминающиеся образы.
Актриса Салимова Сабият уже заслуженная артистка РД. Она сумела создать ряд запоминающихся сценических персонажей. Актриса широкого диапазона, может создать самые неожиданные образы. Это благодаря ей имели успех такие спектакли как «Человек из Ламанчи», мюзикл Джо Дериона и Митч Ли, музыкальный спектакль «Асият» по Расулу Гамзатову, «Хюледжи» Р.Гюнтекина, и многие другие спектакли с её участием.
Востребованный всеми режиссерами и актер, уже засл.арт.РД Пахурдин Ихивов. Его можно встретить в любом спектакле. Спектакль с его участием приобретает новые оттенки, оживляется. Он как бы играет на задумку драматурга и режиссера, подхватывает главные импульсы психологического накала любого спектакля, также себя показал и Касимов Магомед, ставший засл.арт.РД.
Большое трудолюбие и любовь к сценическому искусству – вот что объединяет всех молодых сегодня. А иначе они бы ушли, в эти трудные годы в другие профессии. Они этого не сделали, а каждый день ждут новых распределений ролей, хотят больше участвовать в спектаклях, стараются петь, читать стихи, танцевать, пробуют себя ведущими вечеров и концертов, одним словом живут полнокровной сценической жизнью.
Новая молодежь сегодняшнего театра украсила все крупные постановки последних лет. Начиная с «Адильгерея Шамхала Тарковского» по Б.Атаеву, кончая спектаклями «Дом сумасшедших», «Асият», «Человек из Ламанчи», «Нет ни мертвых, ни живых», «Лунные вечера» и «Кукла» в спектаклях незабвенного Зубаила Хиясова, Ислама Казиева, Биймурзы Мантаева, Скандарбека Тулпарова, Османа Ибрагимова, Рабият Осаевой, Заура Алиева молодежь занята во всех главных ролях.
Спектакли последних лет были отмечены зрительскими симпатиями и Дипломами разных фестивалей и форумов. Успех этих спектаклей зависел от того, как в нем участвовала молодежь. А она сыграла великолепно.
80 лет не сходит со сцены нашего театра такие уникальные сценические произведения как «Айгази» А.-П.Салаватова и «Молла Насрутдин» М.Курбанова. Их смело можно назвать немеркнущим сценическим золотом кумыкского национального театрального искусства. При одном упоминании имён героев этих бессмертных пьес нас посещает восторг. Каждый из этих спектаклей сыгран нашими актерами более 600 раз, но спектакли и сейчас молоды и продолжают воспитывать сегодняшнюю молодежь. При формировании репертуара на новый сезон эти спектакли автоматически переходят в план работы. Как только их не включаешь зритель сразу начинает спрашивать: - А «Айгази» или «Молла Насрутдин» будут в этом сезоне?». По этой причине мы частенько открытие нового театрального сезона начинаем с показа этих любимых народом спектаклей.
Творческие победы в наше время даются не легко. На эти победы влияют много факторов, о которых мы все хорошо знаем. Сегодня важно не потерять тот опыт, те достижения нашего старшего поколения, а постановки последних лет вселяют уверенность в том, что новые поколения пришедшие на сцену достойно приумножают и развивают те достижения прошлого нашего театра, приведшие его к вершинам высокого искусства.
Новое руководство театра в лице Скандарбека Тулпарова, Айгума Айгумова, Ислама Казиева хорошо понимают, что сегодня мало создать зрелищно захватывающий спектакль. Нужно ещё, чтоб он нашел живой отклик у современного зрителя, ответил ему на новые вопросы новой рыночной эпохи, не забывая при этом эстетические запросы своего зрителя, жить интересами своего народа.
Б.Аджиев